Онтика танца, мемом и феном танцевального стиля — и как этому учить Онтика — это перечисление объектов внимания, которые нужны для описания какой-то предметной области. Онтология — это такая онтика, которая привязана к общим представлениям о том, какие объекты внимания нужны для описания чего угодно, а вот онтика этим не озабочена: на что обращаем внимание, то и говорим, и ни к какой общей картине мира не привязываем. Интересно, какие онтики (то есть на что именно в танцах обращают основное внимание) ведущие танцоры и педагоги. Для примера возьмём недавнее большое интервью Павла Катунина, который не просто мультидансер (бальные, хастл, модерн свинг), но и "чемпион всего", и преподаватель. Вот это интервью, в котором основной акцент был на самоподготовку в социальных танцах (акцент был и на подготовку к конкурсам, но эту часть можно опускать — речь шла о том, чтобы хорошо и комфортно танцевать на социальном танцполе, это и без конкурсов надо): https://www.youtube.com/watch?v=o1d4KMMT3l0 Вот основные объекты внимания в танце, которые выделяет Павел (это очень просто определить: какие слова на протяжении интервью он повторяет чаще всего? Объекты, скрывающиеся за этими словами — это и есть онтика танца): — Картинка (эстетичные позировки в пространстве в ключевые моменты) — Траектория (линия, по которой движется тело или части тела в пространстве — ожидается очень точное следование) — Ритмика (особенности свинга, точность попадания в ритм) — Контент (фигуры/лексика — их богатство) — Взаимодействие, в котором чтобы 1. не сорвать партнёршу — мягкость и 2. вовремя убраться с её пути — траектория — Скорость ног через мягкость — Вывод рук через траекторию Основная идея обучения у него — "снизу вверх", заучивание намертво правильного исполнения. Сначала мелкая деталь медленно, потом та же мелкая деталь быстро до уверенного исполнения, потом добавляем другие детали — пока не собираем уверенное исполнение элемента. Недостатки такого подхода известны: скучно отрабатывать не-пойми-что (мелкие детали ни разу не похожи на танец), и тут сразу предлагают подход "сверху-вниз" (от целого к уточнению частностей по ходу обучения). Но "сверху-вниз" оказывается в итоге заучиванием намертво ошибок, это существенно удлиняет сроки обучения. Второй недостаток — надо уметь нарезать на детали. Скажем, нарезка на детали "исполнения поз по точкам" напрочь убивает инерцию, а это самый распространённый способ обучения. То же относится к "разбиению траектории по точкам", а вот "проведение инерции по траектории" — этого мы в интервью не слышим (хотя в реальности оно и есть, но если за час не попало в речь, то вряд ли это главное, вряд ли элемент онтики). Запоминание ощущений в теле в интервью было, но тоже не главное — обратите внимание, что в онтике основные понятия относятся к внешнему представлению (тело, картинка), это ж конкурсные танцы, а "ощущения" — это про сому, соматостатика. Про работу с телом отдельно (например, обязательная разминка) и с танцем отдельно (выверка траекторий) упоминается, но всё-таки явного разделения на постановку body control и обучение движению как таковому и обучение танцу не делается. Для чего это всё пишем? Регулярно спрашивают, чем это ваш системноинженерный подход к танцу отличается от традиционного. И тут оказывается, что наш-то подход записан буковками, а "традиционный" в его разнообразии у самых разных преподов самых разных танцев — не записан. И поэтому нельзя ткнуть пальцем и сказать: "у нас вот так, а там вот так". Поэтому нужно как-то записывать и то, что есть сейчас. Конечно, преподаватели (и Павел Катунин тоже, я был у него на мастер-классах, он крайне эффективен) обращают внимание на все те же моменты, на которые и мы обращаем внимание. Но: — наши объекты основного внимания другие, и мы выделяем в них другие части (см., например, https://vk.com/@buffdance-rasskaz-o-sistemnyh-urovnyah-v-tance — тут показано, как мы делим танец на части). — мы учитываем непрерывное развитие танца и описание через идеи-мемы, сохраняющиеся "в мозгах". Мемом (в биологии это "геном") хранится в мозгу и проявляется в феноме (в картинке) сложным образом, давая уникальные варианты экземпляров-танца-наблюдаемого-со-стороны, но подчиняющегося идеям мемома (мы обсуждали это с Павлом Катуниным на морском куфесте-2022, но это обсуждение было уже после того его интервью, из которого я извлекал его онтику описания танцев). — время, которое мы тратим на обсуждение этих других объектов в обучении отличается. Скажем, мы один раз выучиваем управление инерцией (разгоны, торможения, перенаправления — целого тела и его частей), и потом используем его во всех танцах. И это "выучивание" делаем через ощущения в теле, внешняя картинка добавится потом, и работа с ней займёт меньше времени. Мягкость и как её добиваться тоже выучиваем один раз, а не в каждом движении (в каждом движении потом используем приёмы достижения мягкости, которые уже освоены один раз для всего — и для модерн свинга, и для той же сальсы, где мягкость нужна не меньше). Как мы обсуждаем танец? Для контраста можно посмотреть вариант обсуждения Арта Радзиховского, который тоже не чужд бальным-хастлу-модерн свингу, но онтика там совсем другая — в ней "картинке" уделяется меньше внимания, она появляется как объект внимания сильно позже в обсуждении и не так значительна, но больше внимания уделяется мемому. Так, если вы поддерживаете равнонатянутость в соме (это не просто, но это выучивается как принцип), то тело у вас будет принимать весьма эстетичную форму без специальных коррекций. Или как предотвратить на какой-то фигуре вылет бёдер? Один раз освоить управление каркасом, подправить работу с вертикальными лентами в нём — и вылет бёдер прекратится не только на этой фигуре, но и на всех остальных фигурах (лечим телесную причину, а не корректируем одиночный симптом, проявляющийся в одном конкретном варианте движения). Вот тут примеры, как мы обсуждали танец через соматомеханику (а не "биомеханику" с картинками и траекториями, которые смотрят судьи и зрители): — инерция в танцах: https://vk.com/wall-179019873_1570 — разгон с места: https://vk.com/wall-179019873_1571 Этот материал тоже нужно учить "снизу вверх", но само деление на части при обучении "от простого к сложному" будет другим. Так, можно "простой частью" считать прохождение правильной траектории по шагам, а можно считать правильное ощущение в части инерции, а траекторию корректировать потом. Онтика диктует и последовательность обучения танцу — независимо от вида танца. Мемом вейвинга (основные идеи стиля) — это "движение неважно чего по линиям в пространстве. По каждой линии движется что-то, в своём ритме — движется волна в теле, точка контакта, часть тела в изоляции от остального тела, опоры в шагах или даже в руках, если вы идёте на руках, и т.д.. Одна линия с движением — не вейвинг, две линии — привет, начинашка, три линии одновременно — ты прошёл отборы, три линии с усложнением позы/в трудных балансах — здравствуй, pro". Можно обучать вейвингу через типовые фигуры с их "картинками" и "траекториями" и ритмикой — и после сотой фигуры и многих лет на танцора снисходит дзен, и он интуитивно начинает следовать этим принципам: True waving. Можно наоборот: дать эти принципы и учить что-то двигать по одной линии, потом по двум, потом по трём. А фигуры? Вы их сами сочините, и такие, чтобы не нарушались принципы! Феном открываете сами, учим мемому, принципам и их соблюдению. Антон Климат ставит так обучение вейвингу, и результаты его радуют. На очень близком пути и Арт Радзиховский, который даёт на занятии принцип, а конкретные шаги и траектории фигуры — "в правильном баре под правильную музыку и с правильным виски вы сами довольно быстро сами их изобретёте, примерно одни и те же каждый", не слишком политкорректно объясняет он на занятиях. Главное тут — освоить принцип/ и взять дисциплину его выполнения. Возьмём, например, современный (зима 2022) урбан киз "от авторов" (Enah Lebon), 2022 — https://www.youtube.com/watch?v=QToRabdF38Y На что смотреть в этом ролике, на что обращать внимание? Это и будет онтика кизомбы. Так, ролик развеивает легенды про урбан киз (наиболее часто встречающийся танец из зонтика "кизомбы"): — урбан киз медленный танец. Ни разу не медленный. Как и модерн свинг с его медленными, быстрыми вариантами — скорость может быть любая. Это же относится и к другим танцам: в танго ноги могут мелькать на ритм "шестьдесятчетвёртыми" (это любят обсуждать тангерос), но в целом в танго не спешат. Скорость точно не в танцевальных мемотипах. На неё не стоит обращать внимания. — урбан киз — танец, в котором фолловера нельзя много крутить, это не сальса. Поглядите на вращения в ролике, их там много. Показалось? Нехарактерно? Ну вот ещё один пример 2022 года, там и быстро и с огромным количеством вращений фолловера, уж не меньше, чем в сальсе или модерн свинге, так что повороты партнёрши тоже не в мемоме урбан киза, не особый объект внимания: https://www.youtube.com/watch?v=Au1GJU--dsc — в урбан кизе нет инерции, это "безинерционный" танец. Это более интересный момент, ибо без инерции и перенаправлений танцев не бывает. Давайте внимательно поглядим, чем же кизомба в этом плане отличается от модерн свинга? На видео Enah Lebon и Pokahontas хорошо видно, как партнёры идут на инерционные вращения в паре, уходящие в довольно выраженный контрбаланс, инерционно запускают фолловеров в шане на два-три поворота, да и вообще на такой скорости невозможно говорить об "отсутствии инерционности". Можно говорить о том, что в урбан кизе есть блоки, и все эти инерционные "полёты" быстро и довольно жёстко останавливаются, но всё-таки нельзя говорить о неинерционности. Как описать разницу в работу с инерцией в урбан кизе, модерн свинге, хастле, танго — мемом можно искать тут. — в урбан-кизе хип-хопные мальчики встретились с балетными девочками в Париже, поэтому женский стайлинг рук балетный. Надо добавлять: был, ибо стайлинг в урбан кизе часто и из хип-хопа (armwork), из афро его особо нет, а вот в ролике он явно из трайбла (и я встречал партнёрш кизомбы, которые тоже активно используют стайлинг рук из трайбла так же интенсивно, как Lola Hontas в ролике с Enah, например, Анастасия Адамова). Так что мемом мультидансовый — он про работу с инерцией, про диапазон скоростей, про взаимодействие. И тут нужно понимать, какие там объекты внимания, чтобы не спутать танцевальные мемы с мемами велоспорта или греко-римской боробы. А ещё мемомы стилей танца нужно брать так, чтобы из них можно было породить бесконечное число самых разных исполнений танца (феномов), но сами эти мемомы разных стилей танца различались. И чтобы можно было обсуждать развитие мемомов: тот же WCS помер в 80е годы прошлого века в Калифорнии, а ныне modern swing, и та же кизомба померла примерно тогда же в Анголе, а ныне urban kiz, и хорошо бы уметь описывать разницу и одного и другого в одних и тех же терминах языка описания танцевальных стилей. Мы ещё не раз вернёмся к танцевальной онтике, к танцевальной меметике. Тут тоже самое с объектами внимания, что и в любой другой дисциплине: они меняются со временем, уточняются, дают более точные описания. Если взять огонь, то можно описывать происходящее в мире огня через флогистон, а можно через термодинамику. Огонь при этом не меняется, меняются его описания. Вот в танцах мы хотим сделать примерно такой же переход от одних описаний к другим. Танец при этом отличается от огня: он со временем меняется! Так что меняются и танцы и их описания. Развитие бесконечно, танцевальная эволюция и эволюция описаний танца — это части общей эволюции жизни на земле. Это не шутка, не пафосное заявление, это констатация факта.

Теги других блогов: обучение танцы онтика